Развитие технологий дало новые способы разговорить самое знаменитое полотно Леонардо. С помощью компьютерного анализа исследователи разложили по полочкам чувства, которые застыли на лице Моны Лизы.
Знаменитая улыбка Джоконды, одна из загадок, оставленных потомкам великим Леонардо да Винчи, сотни лет будоражит умы исследователей. За это время было предложено немало версий, но ни одна из них не стала общепризнанной. Однако развитие высоких технологий предоставило новые способы разговорить Мону Лизу и узнать, какие тайны скрывает она на протяжении веков.
Для того, чтобы приоткрыть завесу тайны, г-ну Ницу Зебе из Университета Амстердама и его американским коллегам из Университета шт. Иллинойс пришлось разработать специальную программу, при создании которой была использована база данных, содержащая множество женских лиц, выражающих то или иное чувство. Особое внимание уделялось отличительным мимическим признакам, характеризующим одну из шести основных человеческих эмоций, – искривлению губ и морщинкам у глаз.
В ходе исследования компьютер сравнил все эти изображения с портретом Моны Лизы и выдал результат, который западные научно-популярные издания тут же назвали ошеломляющими. Ибо на лице Джоконды, чье имя переводится как жизнерадостная или веселая, читаются крайне смешанные чувства, причем счастье из них занимает лишь 83%, остальные 17% принадлежат исключительно отрицательным эмоциям. Из них 9% приходится на отвращение, 6% – на страх и 2% – на гнев.
Поставят ли эти сенсационные данные точку в споре о тайне улыбки Джоконды, пока вопрос. Количество любопытствующих интерпретаторов год от года не уменьшается, и каждый предлагает свой вариант. Однако исследованием голландского ученого заинтересовались люди, далекие от искусства, которых значительно больше, чем выражение лица на портрете 500-летней давности, интересуют физиономии подозрительных элементов, которые могут быть потенциальными убийцами, грабителями и насильниками. Как оказалось, созданная Зебе программа может стать прототипом для интеллектуальных систем наблюдения, которые смогут читать то, что написано на лице людей, попадающих в их поле зрения, и распознавать их намерения.
Что же касается Джоконды, то ее секрет может так и остаться нераскрытым. Знание того, что чувствовала натурщица, если она, конечно, существовала, не приближает нас к разгадке необъяснимой привлекательности портрета. А уж об этот вопрос сломано столько копий, что их обломки могли бы давно заполнить весь Лувр. Доходило до самых невероятных толкований. Так, любители паранормальных явлений пришли к выводу, что живая Мона Лиза была ведьмой и энергетическим вампиром, выпивающим душу из Леонардо. А профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон создала целую теорию об ускользающем характере улыбки, которая видна только в том случае, если смотреть не на губы, а на другие детали лица Джоконды.
Но дальше всех пошел один итальянский дантист, который утверждал, что у многозначности выражения лица Моны Лизы есть весьма простое объяснение. По его мнению, дама, позировавшая Леонардо, страдала от вредной привычки – она непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса (те самые 17%). Длительные сеансы позирования, во время которых она крепко сжимала челюсти, как раз были для модели таким стрессом, что и придало столь необычный изгиб ее губам, сложенным в улыбку.